Полиграфическая калька, как и дизайнерская бумага, появилась не так давно. Изготовленная из чистой целлюлозы она отличается достаточной ломкостью, несмотря на прочность (80 – 300 г/м2). Это капризный материал, требующий определенных условий хранения и мастерства в применении. Однако она широко используется в полиграфии, и опытные дизайнеры хорошо изучили методы работы с ней.
Для работы с калькой не потребуются услуги широкоформатной печати – этот хрупкий и жесткий материал применяется в цифровой, офсетной полиграфии для следующих операций:
Это сложный, но красивый материал, который требует не только определенных условий хранения (в помещении при стабильной температуре и влажности, без сквозняков), но и навыков в печати.
Кроме того, важно правильно подобрать метод печати - в данном случае подходит цифровая печать. В отличие от бумаги калька очень непредсказуемо ведет себя в процессе подачи листов в печатную машину (проскальзывает по роликам) и при прохождении листа в момент печати (деформируется).
Основная сложность работы с калькой заключается в плохой впитываемости краски и ее закрепления на поверхности. Дизайнер тщательно подбирает тонер для печати. Для этих целей хорошо подходят трафаретные, фолиевые краски. После нанесения на поверхность краска должна в течение 10 – 24 часов закрепиться. Этот срок зависит от количества чернил и свойств самого базового материала – кальки. Чтобы ускорить процесс, применяют введение в красители специальных добавок.
После закрепления также важно высушить кальку. Для этого подбирают оптимальный режим, который не даст материалу пересохнуть, не повысит его хрупкость. Также определенные требования предъявляются к послепечатной обработке. Калька – весьма жесткая бумага, поэтому режут ее невысокими, небольшими стопами 2 – 5 см и обязательно контролируют заточку ножей.
Чтобы краска не осыпалась, ее можно покрыть лаком на водной основе. В сочетании с гладкой поверхностью материала такая обработка даст интересный эффект.